Александрийский маяк, стоявший в древние времена на полуострове Фарос, археологи всерьёз начали находить посреди 90-х годов XX века. Исследователи отыскали под водой только руины – большие каменные блоки, и отметили их местопребывание таким макаром, чтоб его было просто найти с берега, при помощи современных устройств. Это место снимали со спутника, информацию подвергали компьютерной обработке, создавая подробную карту морского дна.
Любопытно, какие чувства испытали бы создатели Фаросского маяка, если б они могли полагать, что практически через два с половиной тысячелетия их потомки будут использовать самые дорогие технологии, чтоб отыскать хотя бы остатки этой превосходной постройки древности, до сего времени именуемой одним из 7 чудес света?
Современных учёных и строителей до сего времени поражает тот факт, что технологии древнего мира дозволили выстроить функциональное сооружение, которое с фуррором использовалось долгие века. Сведения, дошедшие до нас через столетия, противоречивы, но мы попытаемся, кратко и в общих чертах поведать об этом уникальном творении людского разума.
Понятно, что военачальник и правитель Александр Македонский, который заслужил у истории право называться Величавым, не только лишь завоёвывал и разрушал, да и сильно много строил. Городка, которые он основал, носили его имя, и назывались Александриями, с уточнением местности, в какой строились. Покорив в IV веке до н.э. Египет, могущественное в те времена правительство, военачальник отдал приказ и тут основать город в свою честь – Александрию Египетскую.
Большая часть городов, основанных Александром, пропали в веках, хотя некие их их есть до сего времени – с другими наименованиями. Александрия, построенная в Египте, жила и процветала всегда, и сейчас остаётся большим городом с популяцией около Два млн. человек. Естественно, современная Александрия размещена по-другому, но всё же это тот город, который был заложен по приказу величайшего предводителя древности.
Понятно, что Александр сам выбирал места для строительства новых городов и разрабатывал проекты. Так было и с Александрией Египетской: правитель даже планировал размещение улиц, площадей, торговых центров и храмов, но четких сведений о том, кто конкретно отдал приказ выстроить там маяк, у историков, похоже, сейчас нет.
Одни считают, что строить маяк отдал приказ сам Македонский, но начала строительства он не дождался, потому что погиб приблизительно за 10 лет ранее. По другой версии, решение о строительстве маяка воспринимал уже Птолемей I, ставший царём Египта после погибели Александра.
В городке, бывшем тогда столицей страны, было две гавани, но только одна из их могла принимать корабли, идущие со Средиземного моря. Александрия становилась всё могущественнее и богаче, экономика, науки и торговля процветали, и огромному количеству кораблей, которые заходили в гавань не только лишь днём, да и ночкой, был нужен неплохой ориентир.
К тому же александрийская гавань, с её повсевременно кипящей деловой жизнью, была не очень комфортной – в ней было каменистое дно и много мелей, а мореплавание было нужно сделать неопасным.
Потому маяк решено было выстроить как можно быстрее, и это, если веровать источникам, удалось – строительство заняло от 5 до 20 лет. Беря во внимание грандиозность постройки, скорость строительства просто потрясает.
Создателем древнего чуда стал греческий конструктор Сострат, узнаваемый как один из самых профессиональных людей собственного времени. Многие историки и археологи считают, что конкретно он выстроил на полуострове Книд висящие сады, напоминающие известные сады Семирамиды, также смог хорошо отвести воды величавого Нила, когда это пригодилось в стратегических целях.
Говорят, что конструктору захотелось увековечить своё имя, что полностью объяснимо, и он решил бросить его на фундаменте сооружения. Но Птолемею II, ставшему царём после собственного отца, это показалось грубостью, и он воспретил мастеру «подписывать» своё произведение, потому что сам желал прослыть создателем величайшего маяка.
Мастер не стал спорить, но сделал так, что его имя всё-таки дошло до потомков. На камне, из которого строили маяк, он вышиб приблизительно такую надпись: «Сострат, отпрыск Дексифана из Книда, предназначил богам-спасителям ради мореплавателей!», а сверху всё покрыли толстым слоем штукатурки, на которой и написали имя тщеславного правителя.
Конструктор отлично осознавал, что штукатурка не может сравниться по прочности с камнем, и потому потомки непременно прочитают имя реального создателя Александрийского маяка. Вправду, как штукатурка осыпалась, мир сходу вызнал имя величавого конструктора, и так оно дошло до наших дней.
Фаросский Александрийского маяк стал самым высочайшим сооружением тех пор. Четкая высота тоже нам неведома: Иосиф Флавий, римский историк еврейского происхождения, докладывает, что она составляла около 100 восемьдесят метров. В более поздних источниках приводятся другие числа – от 100 20 до 100 40 метров, и современные спецы склонны считать их более правдоподобными.
Естественно, в древности маяки должны были быть очень высочайшими – ведь их огнь был не очень броским. Но даже самый высочайший из маяков, построенных позднее, не достигал Шестьдесят метров, хотя и в современном мире нет ни 1-го маяка, который мог бы в этом смысле сравниться с Александрийским.
Александрийский маяк вообщем не был похож на маяк в нашем осознании – нам он мог бы показаться схожим на небоскрёб, к примеру, южноамериканский Empire State Building, хотя он и был практически втрое ниже его. Снаружи маяк был похож на трёхъярусную башню, стенки которой были сложены из камня – гранита, мрамора, известняка.
В описаниях говорится, что основание первого этажа было квадратным, Шестьдесят м высотой, со сторонами приблизительно 30 м, а на нём стоял 2-ой этаж – восьмигранник высотой 40 м, стенки которого были облицованы белоснежным мрамором. 3-ий этаж представлял собой круглую башню с колоннами – там и горел огнь, отражённый при помощи большущих железных зеркал, устроенных очень хорошо в отношении законов физики.
Венчала купол башни скульптура Зевса, а по другим источникам – Посейдона, что кажется более возможным – ведь этот греческий бог был властелином морей. Поражает то, что свет Фаросского маяка, по утверждениям современников, был виден на расстоянии приблизительно 50 6 км.
Как доставляли горючее на самый верх маяка? Можно помыслить, что и тут использовали труд рабов, но древнейшие строители устроили очень удачный наклонный заезд – пандус, по которому просто подымалиь и спускались вьючные животные. В других источниках говорится, что был устроен подъёмный механизм – и это тоже умопомрачительно, хотя, беря во внимание технологические новаторства тех пор, удивляться уже не стоит.
Вероятнее всего, огнь поддерживали при помощи масла и смолы, потому что дерево в Египте всегда было очень дорогим материалом.
Александрийский маяк, как и пирамиды фараонов, был построен в главном рабами, но это строительство достаточно очень отличается в позитивную сторону. Ведь пирамиды строились ради величия царей, а маяк приносил гигантскую пользу государству, к тому же труд рабочих облегчали уже изобретённые в то время инструменты и технологические приспособления.
Величавый маяк был не просто ориентиром для судов – он играл роль форпоста, с него было далековато видно, так что никакой неприятель не мог подойти незамеченным к городку, основанному Величавым Александром. И уж естественно, грандиозность сооружения сладкоречиво гласила о могуществе и богатстве страны, позволившего для себя сделать и использовать такое волшебство.
Александрийский маяк простоял более тыщи лет, и отлично делал свои функции. Если б не сильное землетрясение, он простоял бы еще подольше, да и этот срок свидетельствует о необыкновенных талантах старых архитекторов и строителей. Арабы, придя в Египет, пробовали вернуть его, но смогли это сделать всего на 30 м, а к XV веку маяк разрушился совсем, и на его фундаменте выстроили крепость, которая в наше время служит базой египетского флота. Изображения Фаросского маяка можно созидать на александрийских монетах, и, пожалуй, их можно считать самыми достоверными.
Что все-таки отыскали исследователи в конце XX века? Естественно, большие каменные блоки, отысканные под водой, могут быть остатками величавого сооружения, а скульптуры, лежавшие там же, на деньке, могли декорировать величавый маяк. Многие из находок датируются более ранешней эрой, но это не так принципиально – ведь при строительстве Александрийского маяка полностью были бы применены творения предыдущих веков.
Местные власти планировали устроить в этой части бухты подводный музей, так что туристам будет нужно только умение плавать и акваланг, чтоб погрузиться в море и может быть, узреть остатки того, что называли и именуют одним из величайших чудес света – Александрийского маяка.
Гатаулина Галина