Римский Колизей (Colosseum) – это не только лишь популярная всему миру руина, да и фирменный символ Старого Рима, ну и, пожалуй, современной Италии тоже.
Увлекательным фактом будет то, что Колизей может быть и не был бы выстроен, если б не тщеславие Веспасиана, преемника Нерона, который, желая убить память о былом правителе и затмить его в размахе строительства, распорядился о постройке большого амфитеатра, который был должен поражать красотой и размерами и носить имя новейшей династии царей. План Веспасиана удался, и Колизей до настоящего времени высится над современными строениями столицы Италии. Размещается древний амфитеатр в самом сердечко Рима, неподалеку от его головного вокзала.
Необходимо отметить, что сам по для себя амфитеатр, как строение, был выдуман римлянами и был должен состоять из арены – эллипса, которую окружают ярусы трибун для зрителей, с которых любознательная публика без риска для жизни и здоровья могла увидеть кровопролитные вида. Участниками таких представлений были не только лишь сражающиеся гладиаторы, да и экзотичные одичавшие животные, которые после демонстрации завороженным зрителям, стравливались вместе в последней смертельной схватке.
Заглавие Колизей происходит от латинского слова «colosseus», что означает «громадный» и подтверждается настоящими размерами сооружения, окружность которого фактически 500 метров, а высота — 48,5 метра. Сооружен этот огромный «цирк» из кирпича, туфа, мрамора и травертина, когда-то он вмещал единовременно до 70 000 зрителей.
Праздничное освещение колоссального амфитеатра состоялось уже при правлении римского правителя Тита, наследника Веспасиана в Восемьдесят году нашей эпохи. На игры в честь открытия Колизея было привезено 5 тыщ одичавших животных, в их также участвовало Два 000 гладиаторов.
Длилось выступления без перерыва 100 дней, невзирая на то, что самая верхняя трибуна была еще не достроена, и полное окончание строительства вышло только при правлении последующего правителя Домициана. Из-за нередких землетрясений происходили неисправимые разрушения Колизея, и части строения использовались при строительстве других построек.
Места на трибунах для зрителей распределялись строго по социальной принадлежности людей, другими словами, чем выше положение, тем ниже находилось место зрителя. Те ряды, которые размещались конкретно у арены, были созданы для сенаторов, сам правитель устраивался в первом ряду. Благодаря внутренним проходам большущая масса зрителей могла свободно передвигаться, чтоб занимать свободные места.
Центр арены вначале был выложен досками, которые снимались, если того добивалось представление. Когда проходили схватки меж животными, которые могли наброситься на невооруженную массу, их ограждали от зрителей специальной решеткой, которая была увенчана бивнями слонов. По периметру всего заграждения размещались крутящиеся цилиндры, не дозволяющие зверью вцепляться когтями в сетку. Под ареной размещаются хранилища, в каких в давнешние времена хранилось все нужное для демонстрации кровопролитных представлений, там были клеточки с одичавшими животными, различные декорации, нужные машины и склады с орудием для гладиаторских боев.
Нынешний Колизей – это уже не огромный пышноватый амфитеатр, а быстрее эталон серьезного миниатюризма. На данный момент это эллипс в основании ярусов полуразрушенных трибун, ограниченных арками когда-то серьезной формы. Привело в такое состояние известный амфитеатр не столько кровожадное время, сколько землетрясения и грабительские нашествия, которые длилось не одно столетие, пока в Одна тыща семьсот 50 году папа Бенедикт XIV не воспретил использовать Колизей в качестве каменоломни, куда римляне приходили за мраморными плитами и травертиновыми блоками для постройки различных городских построек.
Вначале любая арка была украшена скульптурой, а огромные просветы меж стенками затягивались холстом при помощи специального адаптированного механизма, который был так сложен, что для того, чтоб им управлять приходилось нанимать специально команду моряков. Благодаря этому непростому приспособлению, зрелищам не мешали никакие погодные условия. Начинались кровавые игры ранешным с утра с парада гладиаторов. Вся императорская семья в окружении сенаторов, жрецов и консулов следила за происходящим с первого ряда. Немногим выше располагалась знать и другие принципиальные люди. На последующих рядах были места среднего класса, после этого мраморные скамьи сменяли древесные сиденья, на которых усаживался народ поординарнее. А сидя на самых верхних скамьях, могли следить за представлением дамы и представители плебса (низшего сословия свободных обитателей Рима), следом за ними на самом верху размещались рабы и иноземцы.
В самом начале представления, после парада гладиаторов, выступали клоуны и калеки, которые также устраивали схватки, только шуточные и бескровные. Время от времени тут также появлялись и дамы, меж которыми устраивались соревнования по стрельбе из лука. После чего на арену выходили гладиаторы либо животные, которых для усиления эффекта катапультировали прямо из подземных помещений. Гладиаторские бои отличались особенной беспощадностью, но, данные последних исторических исследовательских работ молвят о том, что христиане в схватках никогда роли не воспринимали. Воспретили кровопролитные игры только спустя век после того, как христианство было признано официально, выпускать же на арену одичавших животных продолжали прямо до VI века.
Каждый путник, посетивший старый амфитеатр, грезит о том, чтоб изучить именитые руины в лунном свете, что до недавнешнего времени было может быть благодаря бессчетным брешам в огораживании. Но в Две тыщи году все пути нелегального проникания были кропотливо заделаны, потому сейчас посетить Колизей можно только в строго установленные часы. Но даже при свете денька, владея толикой воображения, обследуя осколки галерей, можно вообразить, как по коридорам, скрывающимся под ареной, метались одичавшие животные и вели свои изготовления к смертельным схваткам гладиаторы.
Благодаря тому, что Колизей был богато для собственного времени обустроен на техническом уровне, что содействовало точному размещению зрителей, он числился строительным строением, опередившим способности собственной эры. Сейчас старый амфитеатр также поражает своим величием и конструктивными принципами постройки.
За Колизеем находится другое известное древнее сооружение – арка Константина. Это самая большая и последняя в истории Старого Рима триумфальная арка, увенчанная барельефами.
Нереально, побывав в Риме, не посетить старый Колизей.
Романчукевич Татьяна