Из 3-х пирамид Гизы самой юный и малеханькой является пирамида Менкаура, она же пирамида Микерина, внука фараона Хеопса. Завершая ансамбль величавых пирамид Гизы с южной стороны, она выделила собой их величие. Невзирая на малые размеры, что числилось признаком упадка, свидетели свидетельствуют о ее необыкновенной красе. Историки древности восторгались ею, называя при всем этом «Божественный Менкаура». Эта пирамида несколько выбивается из всех строений Гизы, поэтому во времена античности ее даже причисляли гетере Родопис, жившей во время правления Амасиса II. Подтверждением мастерства ваятелей фараона служит прекрасная и колоссальная скульптура сидячего царя в центральной капелле храма – одна из самых больших статуй Старого королевства. К тому же, для времен правления Микерина типично высокое качество художественного выполнения.
Усыпальница внука Хеопса расположилась всего в двухстах метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота составляет Шестьдесят два метра, а длина стороны примерно 100 девять метров. Ранее она была выше на целых четыре метра, но время неумолимо отражается даже на таких монументальных сооружениях. Сооружать очень высшую пирамиду не имело никакого смысла. С этого момента погребальная камера размещалась ниже уровня земли. После Хуфу не стали воплощать идею высотности камеры. Вероятнее всего, это вышло из-за трудности подъема перекрытия камеры. Благодаря песочным заносам, пирамида сохранила свои размеры в плане. Пески защищали облицовку нижней части, выполненной из красноватого асуанского гранита. Он покрывал пирамиду практически на третья часть всей высоты. Выше облицовка была выполнена из белоснежного турского известняка. А вот верхушка, наверное, тоже была из красноватого гранита. Пирамида оставалась двуцветной до разграбления мамелюками в Шестнадцать веке.
Поначалу пирамида возводилась с размерами 60х60 метров, но позже основание прирастили практически в два раза. Может быть, это было связано с тем, что сначало пирамида не рассчитывалась на наследника престола, но с его воцарением разрослась в размерах. Даже свою погребальную камеру фараон отдал приказ перенести и вытесать поглубже, чем это планировалось ранее, на глубине 6 метров под основанием. Фараон Менкаура очевидно торопился окончить строительство собственной гробницы. Конкретно по этому он отдал приказ использовать блоки, которые были куда больше, чем у пирамид Хуфу и Хафра. Он даже не добивался кропотливой обработки камня. Эта спешка при строительстве пирамиды видна даже спустя тысячелетия. Но фараон не дожил до окончания строительства. Наверное он погиб, когда пирамида достигнула двадцатиметровой высоты – гранитный уровень облицовки. Исследователь Эдварс выдвинул догадку о том, что приемник Микерина, не хотя очень утруждаться окончанием строительства гробницы погибшего фараона, отдал приказ использовать блоки из турского известняка. Но верхушку все таки выполнили из гранита.
Отличается пирамида Менкаура от других пирамид тем, что строительство ее велось на террасе из известняковых блоков, а не на скальном основании. Погребальная камера очень мала – всего 3,5 метра высотой и 6,5 х 2,3 метра в плане. Потолок подобен своду, благодаря двум блокам, перекрывающим камеру и вытесанным в форме арки. Стенки погребальной камеры и ведущего к ней коридора выложены отшлифованным гранитом. Ранее они соединялись лестницей с помещением для погребальной утвари. Мамелюки чудом не нашли вход в пирамиду. А ведь он размещался как раз над тем местом, где они отказались от безуспешных попыток. В Одна тыща восемьсот 30 семь году полковник Говард Венс вошел в погребальную камеру Фараона Менкаура. Он отыскал там саркофаг из базальта, но с древесной гробовой крышкой, выполненной в форме людской фигуры. Там лежали кости.
К несчастью (либо к счастью?), около мыса Трафальгар саркофаг затонул вкупе с кораблем, перевозившим его в Великобританию. Но понятно, что крышка гроба и отысканные кости датируются периодически ранешнего христианства. Люди, принимавшие роль в раскопках, говорят, что базальтовый саркофаг был украшен рельефом с изображением фасадов королевского дворца. В заупокойном храме нашли богатую коллекцию скульптур. Она как-то возместила утрату саркофага. Самые ценные находки хранятся в Египетском музее Каира и в бостонском музее роскошных искусств.
Усыпальница сохранилась плохо. Это связано со спешкой при строительстве. Некие части строили из кирпича-сырца, поэтому они скоро обвалились. Но, невзирая на это, усыпальница Микерина ознаменовала собой начало другой эры, где пирамиды обрели некоторый эталон и уже изредка превосходили высоту в 20 метров.
Лилия Юрканис